Если вы еще не читали замечательные книги Натальи Семеновой о Щукине, Морозовых и Рябушинских, то я вас поздравляю – потому что у вас все впереди. Но чтобы составить окончательно впечатление о том, что происходило на рынке собирательства и вообще культуры в России в конце 19-го и начала 20-го века, вам обязательно нужно прочитать еще и работу Семеновой об Илье Остроухове.
Илья Остроухов стоит особняком в ряду российских коллекционеров, художников, искусствоведов. Не из купеческой семьи (да и вообще не из богатых). С, очевидно не самым приятным характером (не то, чтобы Щукин и Морозов были страшно милы, но, вероятно, деньги и хорошее образование это скрашивали?). С дефектом речи. С некрасивой женой (богатой, правда). С не очень выдающимися картинами. С тяжелой судьбой оставшегося в стране после революции.
Фактический директор Третьяковской галереи после смерти ее владельца, Остроухов сделал многое для того, чтобы в коллекции музея появилось многое из того, что мы сейчас считаем классикой (как будто оно так и было всегда). А еще Остроухов стал тем, кто окончательно открыл древнерусскую икону. Увлекшись коллекционированием иконы, он сделал так, что красоту этой отечественной живописи (в 1905-м еще и удачно староверам церкви открыли) признали многие – неслучайно после смерти Остроумова его коллекцию икон забрала Третьяковка.
Вообще, если брать сухие факты из книги, Остроухов так себе персонаж. Вспыльчивый, увлекающийся, выпивающий (минимум, бутылка бордо в день – это же выпивающий?), грубый с женой, местами склочный. Но если взять другие сухие факты из книги, то, если бы не было Ильи Остроухова, не видать нам «Аленушку» Васнецова в Третьяковке и ждать бы нам еще открытия древнерусской живописи лет 20 (после революции она точно никому не нужна была). Да и памятника Гоголю на столичном Никитском бульваре не было бы…
Темы: искусство, публицистика
Рейтинг: 8/10
Хотите купить эту книгу?