«Пиотровский» продолжает знакомить нас с книжными новинками года — в магазине распаковали февральский привоз литературы. Специалист Максим Чеузов отобрал десять самых интересных книг и рассказывает о жизни сибирских панков, неочевидной истории появления улитки на полотне художника эпохи Ренессанса, лучших фильмах 1999 года и о том, как через историю потребления молока раскрывается история человечества.
«Эпоха завоеваний», Ангелос Ханиотис
Новая книга греческого историка и профессора Принстонского университета Ангелоса Ханиотиса посвящена эпохе «долгого эллинизма». Это, конечно, уже далеко не времена эпоса о кровавой войне с дарданцами, но все еще история о мужестве, первобытной ярости, плутовстве и божественности. Уже знакомый нам по книге «Войн в эллинистическом мире» талант Ханиотиса проводит по всей ойкумене — от триумфальных походов Александра, до правления Адриана. История завоеваний не только мечом, но и, в первую очередь, словом, культурой и политической мыслью откроют вам всю ценность истории эллинистического мира.
«Море и жаворонок. Из европейских и американских поэтов XVI–XX вв.»
Чудесный симбиоз — пять веков европейской и американской поэзии вместе с итогом пятидесятилетней работы мастера художественного перевода Григория Кружкова. В этой книге собраны приближенные, присвоенные, воссозданные в новой форме и языке произведения мирового масштаба от древнеирландских песен и анонимных баллад XVI века, до поэзии Йейтса, Джон Донна, Шенье и Готье.
«Молоко», Марк Курлански
Взгляд на десятитысячелетнюю историю человечества через призму микроистории главного для нашего вида продукта — молока. О том, почему самое лучшее молоко у брюнеток, как на свет появились корова Ubre Blanca и коктейль «Белый русский», а реформы Барака Обамы поспособствовали созданию нового бизнес-сегмента по продаже молокоотсосов. Через детальнейшее повествование, перемежающееся с кулинарными рецептами и карандашными рисунками, американский писатель и журналист Марк Курлански в очередной раз показывает человеческую историю с необычной стороны.
«Следы на снегу. Краткая история сибирского панка», Владимир Козлов и Иван Смех
На грязно-сером снегу ветшающих сибирских моногородов не задерживаются следы: после себя их не оставит ни рабочий, ни патлатый деклассированный элемент. Тем удивительнее появление первого и довольно грузного тома, посвященного истории сибирского панка 80-х годов. Уставшая злоба и шизофреническое веселье конца советских времен доносится до нас грязной мелодией, через тексты старых самиздатов, интервью и мемуаров, которые скрупулезно собрали Владимир Козлов и Иван Смех.
«Взгляд улитки. Описания неочевидного», Даниель Арасс
По роскошному дворцу чистой, нетронутой, непорочной Девы Марии абсолютно бесстыдно от архангела к Богородице ползет огромная улитка. Ее размеры столь велики, что от нее невозможно оторвать взгляд, она бросается в глаза и становится главным образом картины Франческо дель Коссы «Благовещения». Что этот вероломный брюхоногий моллюск забыл на знаменитом полотне?
Уже намного позже, в наше время, искусствоведы, от трусости перед теоретическими войнами и сломанными копьями академических карьер, решили откупиться от сложных вопросов простым объяснением. Будто улитка символизирует Деву в момент Благовещения.
Благо в мире появился академически подкованный французский трикстер-искусствовед Даниэль Арасс. В своих письмах молодой ученице наглый глава Французского института во Флоренции свергает идолов — от теоретика искусства Эрнста Гомбриха, до The Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. А нам предлагает взглянуть на мир искусства без солнцезащитных очков авторитетов.
«Война в XXI веке», Арсений Куманьков
Как известно, в своей сути война не поменялась с древнейших времен, а осуждали ее, наверное, еще со времен появления оружия у человекоподобных обезьян. Но все вокруг нее меняется чуть ли каждые 5-10 лет — надстройки моральных императивов, юридические законы, размах целей и масштаб орудий, которыми воплощаются в жизнь кровавые представления. О том, как сегодня выглядит любимое занятие всего человечества и что о нем говорят, рассказывает кандидат философских наук Арсений Куманьков.
«Гиперобъекты», Тимоти Мортон
В 2018 году свет увидел альбом финской дэт-метал группы Abhorrence — «Megalohydrothassalophobic». Современные скальды, сжимая в руках ключевую работу Тимоти Мортона, сложили песнь о лавкрафтианском ужасе эпохи всемирной экологической катастрофы. Благо теперь мы можем не только услышать, но и прочесть о том, как на наших глазах рушится «тотальность» мира, а мы оказываемся в пространстве после «конца света».
«Netflix. Инсайдерская история компании, завоевавшей мир», Джина Китинг
Если вы проводите вечера за просмотром эпизодов «Полового воспитания», «Странных дел» и «Ведьмака», уделите время и истории развития медиакомпании Netflx. Джина Китинг подробно рассказывает, как простые люди превратились во всемогущих демонов, способных создавать десятки киноадаптаций чего угодно — будь то книга, мультипликация или просто чья-то биография. Да, их качество бывает порой сомнительным, но платформа создает и шедевры, которые мы смотрели и будем смотреть.
«Мифология», Эдит Гамильтон
Новая жизнь достойнейшей работы Эдита Гамильтона по адаптации мифов древней Греции, Рима и Скандинавии. Замечательный вариант для первого соприкосновения с античной литературой теперь сопровождается еще и сочными иллюстраций Джима Тирни.
«Лекции по истории фотографии», Владимира Левашова
Долгожданное, третье переиздание, наверное, наиболее полной компиляция имен, названий, дат, мест, терминов и цитат из истории западной фотографии. Левашов не интерпретирует, а выступает как надежный передатчик всей известной нам информации об искусстве потери реальности и создании мира копий.
«Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все», Брайан Рафтерн
Наверное, невозможно, посмотрев на очередной список значимых кинокартин за 10-е года XXI века, не вспомнить замечательный 1999 год. Конец XX века принес нам не просто новую веху в истории, но и оставил великое наследие: «Матрица», «Бойцовский клуб», «С широко закрытыми глазами», «Ведьма из Блэр» — список кажется бесконечным. 400 страниц документального рассказа о самом феноменальном и важном годе в истории кино за последние 20 лет.