Все-таки не зря Перу Лагерквисту дали Нобелевскую премию. Не помню, как сформулировал в свое время Нобелевский комитет обоснование своего выбора, но я бы написала так: «за умение в очень краткой форме и с помощью обычной лексики показать ужас, в который каждый день ввергает себя человечество без особой причины.»
Разделенная формально на две хронологические части повесть переносит нас в кабак. Сначала в старинный, почти средневековый, затем в современный, почти 21 века. В обоих случаях в кабаке сидит палач. Сидит и молчит. Долго. Терпит (и слушает?) бред, который несут темные крестьяне, полные предрассудков, а затем и фееричный кошмар, который извергаем из себя образованные мы.
Лишь в конце палач встает. И очень убедительно доказывает, что он бог. Просто бог всех нас, и уже давно – собственно с той секунды, когда Каин поднял руку.
И пусть всем очевидно, что написать «Палача» Лагерквиста сподвигнул ужас перед фашизмом, но так страшно актуально читаются все обвинения палача сейчас, что хочется либо побежать в церковь, либо признаться кому-то в любви. Потому что только вера и любовь и остаются в конце романа.
Темы: Швеция
Рейтинг: 8/10
Хотите купить эту книгу?