Издатели рассказали “Ъ FM”, какие книги представили на ярмарке Non/fiction. Она стартовала на днях в Москве и продлится до 28 марта. Из-за пандемии организаторы впервые за 20 лет сдвинули сроки проведения с ноября на март и ввели новые правила для гостей и приглашенных спикеров. Какие книги вызвали наибольший интерес посетителей ярмарки? Выясняла Юлия Жданова.
В 2021 году из-за пандемии формат ярмарки пришлось немного изменить: маски, перчатки, социальная дистанция, зарубежные авторы участвовали только онлайн. Коронавирус оказал свое влияние и на список новинок.
В этом году жюри отобрало значительно больше книг о взаимоотношениях и социальных проблемах, сообщила “Ъ FM” шеф-редактор издательства Inspiria Екатерина Панченко: «Нынешняя выставка тише, меньше людей. Связано ли это с пандемией или это просто непривычный календарь событий. Популярностью пользуются психологические триллеры. Писатели с удовольствием изучают человеческую психологию.
В сентиментальной литературе тренд на чувствительного, понимающего мужчину. Популярно и этническое фэнтези.Также возрос интерес к кулинарии, к книгам по самоорганизации, работе на фрилансе, тайм-менеджменту. И, вероятно, это связано с пандемией».
Что касается художественной литературы, критик Галина Юзефович выделяет роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд».Он посвящен теме вывоза голодающих детей из Поволжья в 1923 году в Среднюю Азию. Книга уже стала поводом для полемики, автора обвиняли в плагиате.
Хвалят роман Веры Богдановой «Павел Чжан и прочие речные твари» о будущем, где Россию колонизировал Китай и всех людей чипировали. Из произведений на иностранном языке особый интерес вызвала книга писательницы из Израиля Маши Халеви «Полиамория: Свобода выбирать».
Издатели удачно подобрали время для публикации, считает переводчик и рецензент немецкой книги в Москве Татьяна Зборовская: «В первый день выставки мое внимание привлекла презентация книги “Полиамория. Свобода выбирать”.
Поймала очень важный тренд, связанный с кризисом близости, который мы испытали за время пандемии. То, что данная тема вышла в общественное обсуждение, из маргинального дискурса в публичный, очень интересный поворот. И я убеждена, что данная книга — не последняя на эту тему. Сейчас нас ждет вал: “Полиамория для чайников”, “Открытые отношения для всех”».
Главный редактор издательства «Альпина нон-фикшн», член экспертного совета ярмарки Павел Подкосов отмечает, что посетителей в этом году довольно много. По его словам, такого интереса к книгам не было даже на предыдущей ярмарке, которая состоялась в ноябре 2019 года, еще до пандемии: «Было очень много народу, и, на мой взгляд, явно больше, чем в обычный первый день выставки. Продажи тоже значительно выше, чем в прошлые годы. Хотя был рабочий день, и мы не ожидали столько гостей».
Посетители ярмарки заметили рост цен на книги. Издатели говорят, что это вынужденная мера, ведь офсетная бумага в начале года подорожала на 7%. И если ситуация не изменится, ценники в книжных магазинах за год могут подняться на 20%, считает президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков: «На какое-то время мы сократим выпуск.
На все проекты у нас в апреле бумаги не хватает. Если проблема не решится, то ее придется закупать за границей, в Финляндии. Это приведет к повышению цен на книги приблизительно на 20%. Понятно, что это речь идет не о всех книгах, а о части продукции, но, в целом, мы давно не сталкивались с дефицитом сырья, и до сих пор всегда удавалось решать вопрос с бумажниками. Но на сегодняшний день рост цен на сырье и различные материалы приводит к дефициту».
Ярмарка Non/fiction не обошлась в этом году без скандалов. В частности, в сети недовольство вызвала отмена презентации книги «Невероятные происшествия в женской камере №3» пресс-секретаря Алексея Навального Киры Ярмыш. Издатель произведения — Corpus, который входит в «Эксмо-АСТ» заявил, что так решило руководство книжной ярмарки. Последние, в свою очередь, возложили ответственность на «Эскмо-АСТ».
Вопросы вызвал и топ-лист детской литературы. В начале недели москвичи не нашли там часть книг от известных издательств — «Самокат», «Розовый жираф» и «Белая ворона». Но уже к 25 марта, как сообщили “Ъ FM” организаторы ярмарки, список дополнили. А произошедшее они назвали технической накладкой.