Хонкаку-детективы впервые появились в Японии еще в середине 20-х годов прошлого века. Основная идея в «истинных» (а именно так переводится «хонкаку» с японского) таинственных историях – дать возможность читателя самому разгадать загадку, найти преступника. Содзи Симада, который написал за последние 40 лет массу, еще не переведенных даже на английский, детективов, всего лишь один из сотен авторов, которые творят в этом жанре. И жанр этот, сразу скажу, не мой.
Выращенные на европейских детективных романах с глубоким психологическим антуражем и значительной фигурой расследующего преступление героя, мы ожидаем, что добротный детектив заставит нас замереть в ужасе и, не отрываясь, листать странички, с головой погрузившись в тот их, книжный, мир, где зло на минуточку восторжествовало. Хонкаку скорее похожи на тестовое задание при приеме в Гарвард: повествование напичкано массой фактов, иллюстраций, деталей, оставляя за бортом жизнь всех еще живых героев. Если вам такое по нраву – вперед (только приготовьте сразу ручку, блокнот и термос с кофе), но тем, кто любит настоящие, сочные, детективы, этот японский жанр покажется скучным.
Как классическое хонкаку, «Токийский зодиак» — об убийстве целой семьи: отца и шестерых дочерей, – показался мне пресным прежде всего из-за отсутствия жизни в главных героях (астрологе, который раскрывает убийство, и его верном «Ватсоне», друге-иллюстраторе). Пожалуй, единственная читабельная часть «Зодиака» — последняя глава, с признанием убийцы, — могла бы быть вполне удачной, если бы не явно натянутые факты убийства. Я, конечно, не знаю, как вы, но я трупы расчленять не умею и как отравить кого-то мышьяком не разберусь. Поэтому никогда не поверю, что японские молодые девушки в 30-х годах обладали этими навыками. Хотя что у них в там в школьной программе было, кто знает…
Темы: детектив, Япония
Рейтинг: 4/10
Хотите купить эту книгу?