Традиционный европейский сеттинг в фэнтези многим поклонникам жанра успел наскучить, поэтому выходит все больше книг, где действие разворачивается в других сеттингах.
Например, в фэнтезийной Азии, так что вымышленные государства напоминают Корею, Китай, Японию. Правда, при этом порой сами авторы смешивают детали разных культур. Сегодня поговорим про фэнтези-книги, действие которых происходит в Китае или в мирах, авторы которых черпали вдохновение именно из китайской культуры.
«Та, что стала Солнцем», Шелли Паркер-Чан
Если вообразить шкалу, где на одном конце будет исторический роман, а на другой — максимально далекое от реальности фэнтези, то книга Паркер-Чан окажется довольно близкой к первому. За основу писательница взяла историю восхождения на престол Чжу, первого императора династии Мин, но сделала главной героиней его сестру, похитившую судьбу брата, добавила в историю призраков (а главной героине — способность их видеть). В итоге получился рассказ, в котором реальные события сочетаются с вопросами самоидентификации, судьбы и цены власти. Одна протагонистка — женщина, которая выдает себя за мужчину, а второй — персонаж по другую сторону баррикад, генерал монгольской армии, евнух, которого никто не считает мужчиной, хотя он и выдающийся полководец.
Чжу, как и ее исторический прототип, родилась в бедной деревне, охваченной голодом, и была обречена на смерть, но решила, что завоюет себе другую судьбу. Прикинувшись мальчиком, она отправилась в монастырь, а когда тот захватило и разграбило монгольское войско, ушла к повстанцам и через какое-то время пришла к власти среди них. Но это только первая ступенька на пути к власти, потому что Китай находится под властью монголов, и не победив их, величия, к которому она так стремится, не видать.
«Опиумная война», Ребекка Куанг
По словам самой Куанг, ей хотелось обратить внимание читателей на мрачнейшие страницы истории Китая — двадцатый век, когда стране пришлось пережить немало потрясений. Рин — сирота, живущая милостью приемных родителей, и суждено ей выгодно выйти замуж за человека немолодого и несимпатичного, зато богатого. Мнения самой Рин, конечно же, никто не спрашивает. Единственный способ избежать этого — получить образование. Задача почти невыполнимая для необразованной девочки из провинции, но если другого пути нет, придется сделать невозможное. Эта дорога приводит ее на войну со всеми ее ужасами, и по пути Рин неизбежно изменится.
Одним из основных источников вдохновения для Куанг послужила Японо-китайская война, которая частично совпадает со Второй мировой, в частности, Нанкинская резня 1937 года. В результате многие читатели отмечают, что трилогия «Опиумная война» — не самое простое чтение, потому что писательница не отворачивается от ужасов войны, а достаточно подробно их описывает и прочитанное не так-то просто забыть. Но с помощью подробных описаний, основанных на реальной истории, Куанг добивается достоверности, лучше передает то, с чем приходится столкнуться Рин, а еще подталкивает читателей изучать реальные события из истории Китая.
«Мы оседлаем бурю», Девин Мэдсон
Роман открывает масштабную тетралогию «Возрожденная Империя». В центре внимания «Мы оседлаем бурю» — три персонажа, три представителя трех разных культур, с которыми предстоит познакомиться читателю. Кочевой народ левантийцев с тяжелой судьбой представляет Рах Э’Торин, убийца Кассандра Мариус работает в напоминающем собирательный образ Европы Чилтее, а в Киссии, походящей на Китай (и Японию тоже), живут Мико Ц’ай и ее брат-близнец Танака, некогда наследники престола, а ныне просто помехи на пути нового императора, который сверг их отца.
В центре истории — противостояние Чилтея и Киссии, но каждый из героев идет по собственному пути. В случае Мико это бесконечные придворные интриги. Ее брат более прямолинеен. А у Киссии, меж тем, полно проблем и без них: это огромная империя, которой непросто управлять, и отец близнецов не слишком хорошо с этим справлялся, а нынешний император, хотя и куда более компетентен, но уже немолод, так что вокруг трона вовсю плетуться интриги. К тому же, официальный наследник еще не назван. И все это не идет на пользу стране.
«Поднебесная», Гай Гэвриел Кей
Кей известен как писатель, который предпочитает опираться в своих книгах на реальные исторические события. При этом исторические романы, по его словам, слишком ограничивают его: сложно писать о реальных людях и событиях, не выходя за рамки известного, особенно если речь идет о событиях многовековой давности. Поэтому Кей переносит вдохновившие его истории на фэнтезийную почву, что дает ему полную свободу творчества. Так, «Львы Аль-Рассана» основаны на периоде испанской Реконкисты, а «Тигана» — на эпохе итальянского Возрождения.
Название страны Катай и само название романа однозначно указывают, что послужило источником вдохновения в этой книге. Это неспешное и вдумчивое фэнтези, за сюжетом которого мы вместе с автором наблюдаем чуть издали, несколько отстраненно. По стилю и духу почти исторический роман, хотя тут и нашлось место призракам. Именно с призраков здесь все и начинается: двадцать лет закончилась кровопролитная война, а на месте последнего сражения осталось неисчислимое количество неупокоенных тел. Тай Шэнь решает почтить память своего отца-генерала и два года проводит в этих безлюдных местах, захоранивая останки. Но за такое благородство он получает подарок, который способен перевернуть мир вверх дном и полностью нарушает сложившееся хрупкое равновесие.
«Династия одуванчика», Кен Лю
Цикл «Династия одуванчика» (первая книга — «Королевские милости») опирается на события войны Чу и Хань, которая случилась на территории современного Китая за три века до рождества Христова. Семь Королевств романа (напоминающие семь государств, которые оказались на территории Китая в описываемый период), еще недавно объединенные сильной рукой, погрязли в гражданской войне. В этой междоусобице живут и выживают два главных героя: разбойник Куни Гару, такой себе простой парень, авантюрист и игрок, и благородный воин Мата Цзинду. Испытанию подвергнутся не только они сами, но и их дружба, и каждому чем-то придется пожертвовать ради цели.
Кен Лю много внимания уделяет не только истории, но и китайскому эпосу и мифологии, вводя в повествование самих богов, и даже описаниям природы, которая мягко погружает читателя в мир древнего Китая. Бурное начало эпохи Хань, выписанное в фэнтези-манере, дарит читателям нетривиальный, атмосферный и захватывающий цикл.