В этом году премия «Лицей» привлекла книжных блогеров к выбору победителей своего конкурса. Как это неудивительно, наше мнение совпало с мнение экспертного жюри и второе место премии «Лицея» получил молодой писатель из Дагестана Ислам Ханипаев. Мы с радостью публикуем интервью Ислама сервису Ridero и очень надеемся увидеть его роман на полках книжных магазинов.
Ислам Ханипаев, режиссер и сценарист из Дагестана, стал лауреатом литературной премии для молодых прозаиков и поэтов «Лицей» и победил в специальной номинации Rideró «Выбор книжных блогеров». Сразу несколько членов жюри отдали повести «Типа я» максимальную оценку – 10 баллов. Интригующий сюжет, интересная подача истории восьмилетнего дагестанского мальчика через диалоги с воображаемым другом Крутым Али, актуальность темы школьного буллинга и противостояния ребенка агрессии окружающего мира, поиска себя, одиночества и преодоления страхов. Эту книгу можно рекомендовать всем от 12 лет и старше.
Мы попросили Ислама рассказать подробнее о работе над повестью и о том, как начался его путь в писательство.
— Победа на премии «Лицей» – первый опыт признания вашего литературного таланта. Что это для вас?
— В прямом смысле слова «литературным талантом» я скорее всего не обладаю, но верю, что как рассказчик историй я могу увлечь зрителя. Я был искренне удивлен признанию со стороны, и это, наверное, самое поразительное. Может прозвучать самоуверенно, но я знал, что «Типа я» – классная история, сомнений в произведении не было. Сомнения были только в том, признают ли его эксперты и читатели, учитывая чисто литературные критерии и, может быть, какие-то национальные моменты. Глупое сомнение, признаю. Но с некоторым национализмом я все же столкнулся. Благо, огонь, воду и медные трубы я уже прошел, и таким меня не взять.
Правда была перед носом, надо было слушать жену, первого читателя. Она довольно уверенно после первых страниц сказала: «”Типа я” добьется успеха». Правило писателя №1: Слушай жену! Забавный факт, высокие дагестанские читательские умы не оценили текст (три из трех), назвав его посредственным. Секрет в том, что к «Типа я» надо подходить без литературных ожиданий, без своего читательского/писательского эго, снобизма, не как критик, а открыто и легко, как будто вечером садитесь смотреть сериал, и тогда ваше погружение в мир восьмилетнего школьника из Махачкалы произойдет мгновенно, с первой страницы. Помните: вы в голове восьмилетнего мальчика, и каждое слово, стиль текста – это его мыслительный процесс. История всегда выше любых выдуманных литературных критериев. Либо интересно, либо нет – и точка.
— Расскажите подробнее, пожалуйста, про ваш киноопыт, вы выступали в качестве сценариста? Какой полнометражный фильм был снят? По вашему сценарию?
— Я довольно быстро понял, что форма/инструмент не так важны, как сама история. Именно поэтому я в первую очередь сценарист, а затем режиссер, и с первого своего короткометражного фильма в 2010 году я решил, что снимаю только по своим сценариям. И с того же года я занимаюсь развитием регионального кинематографа в Республике Дагестан. Открыл небольшую студию, снимал короткие метры, выиграл во многих любительских фестивалях по России, но войну против руководства республики, отчаянно продолжающего игнорировать актуальность кино, я проиграл. Такого безразличия к творческой молодежи вы мало где увидите.
Из моих относительно серьезных успехов может быть художественный фильм «Система 05». Надеюсь до конца лета закончить второй и, возможно, уйду из кино в литературу.
Знай, читатель, вот такая драма разворачивается на моей стороне экрана телефона. Как я и сказал, кино, книга, музыка – просто инструменты, ценность имеет только история. Последние успехи придали уверенности, что я смогу с одного творческого поезда на ходу прыгнуть в другой (и желательно выжить).
— Ваша книга «Типа я» тронула сердца нашего блогерского жюри, многие отметили важность этой истории, интересный, хотя и не новый, ход с вымышленным другом, цепляющий сюжет. Как возникла эта книга? Почему вы решили поднять тему ребенка и его одиночества в столкновении с агрессивным окружающим миром? Есть ли что-то автобиографичное в этой истории?
— Книга возникла практически из воздуха. Я хочу, чтобы те, кто прочитает это интервью, понимали, что даже если успех моей рукописи может быть случайностью (хотя как мусульманин я верю, что все по воле Бога), но сам факт того, что у меня получилось написать такую историю — не случайность. Надо четко понимать разницу – успех в премии и само произведение.
Молодым авторам в назидание «тру стори»: я много пишу, и это шестая моя рукопись романа за последние годы. Создание произведения уже происходит инстинктивно, и это мой писательский опыт (хотя, наверное, было бы неплохо иногда и книги читать, но это не совсем про меня). Именно к «Типа я» я отнесся максимально халатно. То есть просто веселился, наслаждался процессом, будто писал для прикола. Ничего особенно не планировал, практически без подготовки, и дети как главные персонажи мной никогда не рассматривались, но затем случилась «корона», все ушли на удаленку, и я подумал: «Айда писать что-нибудь быстрое и легкое!» Все завертелось, я не помню, ощущал ли какое-то особое вдохновение. Появились мысли, и я честно в послесловии признаюсь, что фильм «Кролик Джоджо» меня отчасти вдохновил.
Я задумался о книге с ребенком в дагестанских реалиях. Вышел фильм «Кролик Джоджо», посмотрев его, я подумал, а что, если и у моего героя будет выдуманный друг? Кто им будет? Кто эталон для молодежи? Хабиб Нурмагомедов! Затем от него как от прототипа я отказался, но понял, что выдуманный персонаж – это последний кусочек пазла, который помог в голове окончательно сформировать всю картину мира, а картина моего мира – это картина мира ребенка, чьими глазами мы изучаем реальный мир. Такой вот круговорот. Планирование общего сюжета – пара часов и погнали! На российского зрителя и тем более на премии я даже не рассчитывал! Да я даже забыл, что отправил работу на «Лицей»! Мне пришлось гуглить, что за премия, когда меня кто-то поздравил в фейсбуке. Настолько я халатно к этому отнесся, потому что я не верил совершенно, что из этого выйдет что-то путное. А все потому, что я десятки раз отправлял рукописи в издательства и тишина. Остается думать, либо я бездарность, либо им плевать на тексты какого-то начинающего дагестанского писателя. Но в реальности, без знакомств, без «спины», без побед на фестивалях, шанс попасть на глаза редактора по обычным каналам ниже 1%. Жестокая правда.
Поднимать какую-либо тему я как правило не планирую. То есть это происходит естественно. Я думаю, в первую очередь, об истории, о том, что хотел бы прочитать сам. У меня выработались некоторые правила, которые крепко засели в голове, и одно из них очень киношное: показывай, а не рассказывай. Вот я и показываю. О читателях/актуальностях я думаю уже впоследствии. Если сам процесс не завлекает писателя, то процесс ничего не стоит, превращается в работу, а рассказывать истории — это точно не работа, ну или лучшая в мире работа. В общем, описывая мир школьника, я как автор понимал, что иду в путешествие по быту Махачкалы, и знал, что столкнусь с агрессивным миром, с буллингом, который имеется в каждой точке мира. Дагестан тут не имеет значения, но ракурс/привкус дагестанский, наверное, делает эту историю необычной. Я показал кое-что из нашей культуры, из культа силы, присутствующего в нашем быту, но в целом эта история скорее открывает глаза российскому читателю, что наши дети те же самые дети, с теми же проблемами, и взрослые те же самые. Я не «продаю» вам Дагестан, он сам продается отчасти потому, что я не предпринимаю корыстных попыток выехать на этом. Я просто веселюсь (сцена с золотым унитазом подтвердит)!
История не биографическая, но, конечно, любая история – это часть тебя, каждый персонаж, и естественно, какие-то случаи из моей жизни в какой-то форме там присутствуют. Но надо понимать, что мне было 8 лет 22 года назад, поэтому я просто использую всегда свою сильную сторону (хочется верить) режиссерско-актерскую – умение проживать жизнь всех персонажей на листе/съемочной площадке. Поэтому создание образа мальчишки, его характера произошло мгновенно. Чистая импровизация и вера в свои способности.
Создаешь на ноуте word-файл, просишь поддержки Бога в новом начинании и сходу пишешь. Остальная технология отработана мной до такого уровня, что я могу читать лекции в университете, отталкиваясь от моей системы написания романов/сценариев, но опять же – это не холодный расчет и какие-то сюжетные формулы. Система настройки себя на полное погружение в творческий мир, и через две недели я возвращаюсь из своего путешествия с сырым, но читабельным текстом.
— Каковы ваши планы в отношении книги «Типа я» и продолжения писательского опыта? Не думали ли над экранизацией?
— Думаю, в кино и в издательском бизнесе правила одни. Бери пока горячо. Что может быть горячее лауреата крупной литературной премии? Покуда очереди под окном от издателей не наблюдается и телефон не разрывается от звонков, вероятно издам ее сам, в Дагестане. Ну и надеюсь, «Типа я» продолжит свое победоносное шествие по литературным премиям. Хоть какое-то имя я и произведение себе в литературном сообществе сделали. Может быть этого хватит, чтобы кто-нибудь из современников заинтересовался, Быков например! (примечание Rideró: надеемся, что сертификат победителя от нашего издательского сервиса на индивидуальную программу продвижения книги Ислама Ханипаева с участием в выставках и рекламной кампанией поможет ей найти своих читателей).
Экранизировать сам не планирую (хотя, казалось бы), надеюсь на призрачную, но все же вероятность, что смогу продать права, так как присущий мне кинематографический дух однозначно рукописи передался.
Писать, естественно, буду и пишу, и писал бы вне зависимости от результатов премии. Если будет воля Бога, представлю в следующем году на «Лицее» еще более странную историю. Вспоминая о ней, уже смеюсь. Она очень дагестанская и очень российская.
Спасибо всем читателям, организаторам премии и, конечно же, Rideró!
Каждому новому читателю я предлагаю прочитать мою книжку. Если вы откроете ей свое сердце, обещаю, она вас увлечет и изменит в лучшую сторону. А зачем еще нужна хорошая история?
Рецензии книжных блогеров
Юлия Волкодав (Youtube-канал «Читайте хорошие книги»):
Книга «Типа я» Ислама Ханипаева внезапно напомнила детскую прозу Виктора Голявкина. Хотя это, безусловно, очень современная версия. История взросления и самоопределения в декорациях Дагестана — это что-то новое и свежее для отечественной прозы сегодня. Опять же, у автора есть история, есть сюжет и при этом есть владение формой. Отлично показывает атмосферу Дагестана, приметы детства. Автору удается передать язык и образ мыслей ребенка, что довольно сложно сделать.
Евгения Лисицына (Telegram-канал Greenlampbooks):
По итогу больше всех баллов я поставила книге, которая по форме и стилю весьма несовершенна, но оторваться от ее чтения невозможно. Это повесть «Типа я» Ислама Ханипаева. Он демонстрирует, что талант рассказчика во многих случаях может победить мастерство, хорошо поставленную руку и суперсложные формы, наработанные опытом. Прекрасный текст для любого возраста и уровня читателя.
Федор Венцкевич (Telegram-канал 1 Rideró Day):
У Ислама Ханипаева есть талант, и у него получилось самое яркое, самое эмоциональное и самое сильное произведение. Ему и ушли 10 баллов.
Русина Шихатова (подкаст «Писательский кофе»):
Хочется отметить «Типа я» Ислама Ханипаева – за яркость языка и живые диалоги.
Об авторе
Ислам Ханипаев, 30 лет (Махачкала)
Окончил ДГТУ по специальности «нефтегазовое дело». До 19 лет не проявлял интереса к творчеству, но буквально в течение нескольких дней все изменилось, вдруг захотелось снимать кино. Следующие десять лет писал сценарии художественных фильмов, снимал короткометражки, побеждал в любительских кинофестивалях, в 2017 году снял полнометражный фильм. С 2014 года начал писать крупную прозу. Написал шесть рукописей романов, никогда нигде не издавался и в конкурсах не участвовал. Отправлял работы в крупные издательства более двадцати раз, никогда не получал ответов, за исключением одного короткого отказа – «не интересует». Разочарованный в издательствах, решил попробовать свои силы в «Лицее». Руководит небольшой видеостудией в Махачкале.
Сюжет книги
Артур – второклассник из Махачкалы, у которого есть воображаемый друг Крутой Али. Артур живет в приемной семье, сталкивается с травлей одноклассников и однажды решает найти настоящего отца. Он формирует «Суперкрутую команду» и начинает поиски, которые оборачиваются опасным приключением. Тайна исчезновения отца скрыта в событии, запрятанном глубоко в сознании Артура. Кроме того, в школе завелся монстр, справиться с которым может только избранный герой.