Манна читать очень хорошо и очень сложно. Там, где можно обойтись двумя словами, он пишет десять. Действие, которое можно было бы расписать на три страницы, он уменьшает до размеров одного абзаца. Тем не менее, читать Манну нужно, чтобы понять, как этот писатель и его книги похожи на 20 век.
Не знаю, как так случилось, что «Доктор Фаустус» прошел мимо меня – меня, которая зачитывалась «Иосифом и его братьями» и «Буденброками». История про современного творца, который готов на все ради творчества – вот про что должен был быть этот роман. Я рискую снискать презрение всех литературоведов и вообще умных людей, но для меня этот роман оказался совсем все другое.
Рассказ о жизни и сумасшествии талантливого музыканта Адриана Леверкюна, которая написана его другом, мне показалась утверждением того, как шаблоны стискивают нас в самых простых вещах и как просто повесить свои неудачи и горести на то, что это задумал некто (в конкретном случае дьявол, но также можно обвинить погоду, государство, семью, религию, что угодно). Адриан, который верит, что смерть людей вокруг него – это следствие козней сатаны, всего лишь вовремя не вылечил сифилис. Отсюда – длинный разговор с представителем преисподней в Риме и дальнейшее безумие музыканта.
В общем-то мне даже нечего больше сказать про этот роман. Еще раз оговорюсь – все это лишь на мой непросвещенный взгляд и Манн по-прежнему останется одним из моих любимых «школьных» писателей, но я не уверена, что «Доктор Фаустус» (да и «Волшебную гору» тоже) я буду рекомендовать вам первым маршем.
Темы: 20 век, Германия
Рейтинг: 5/10
Хотите купить эту книгу?