Вот про еду это мы любим. Что там любили классики?
О национальном культурно-гастрономическом коде рассказывает выставка «Овсянка, сэр!» (0+) в Ярославле.
Известно, что многие классики отечественной и мировой литературы любили вкусно покушать. И героев своих произведений вольно или невольно сделали чревоугодниками. Ярославские музейщики, знакомя жителей и гостей региона с ретроспективой культурной среды минувших эпох, зашли с неожиданной стороны: подготовили экспозицию о кулинарных предпочтениях… знаменитых писателей и еде как неотъемлемой части культуры России и мира.
Здесь много всего интересного: красочно иллюстрированные старинные издания литературных произведений с описаниями пиршеств героев, кулинарные книги, кухонная утварь и красивая посуда прошлых веков, картины званых обедов, кухонные натюрморты, на которых так аппетитно разложены разнообразные вкусности, что просто слюнки текут. Как пояснила куратор выставки в Ярославском музее-заповеднике Людмила Зуб, в экспозиции представлены не только раритеты из фондов самого музея, но и редкие книги из областной научной библиотеки имени Некрасова, областной детской библиотеки имени Крылова и живописные работы ярославских художников.
Есть много плюсов в комплексном подходе, когда гастрономическая культура представлена важной частью культурной среды страны.
– Герои известных литературных произведений как будто бы приглашают гостей музея «разделить» с ними трапезу, погрузившись в сочные и аппетитные гастрономические зарисовки, которые встречаются у многих известных авторов. Описания еды и застолий героев можно найти на страницах литературных произведений от древности до наших дней. По книгам можно не только проследить развитие культуры питания, особенности кухонь и вкусовых предпочтений разных народов, но и полную драматизма их историю. К примеру, из созданной в XII веке «Повести временных лет» узнаем, что овсяный кисель – традиционное блюдо древней Руси – спас город Белгород от печенегов, – рассказывает Людмила Михайловна.
А роман «Мертвые души» Николая Гоголя по своему воздействию на воображаемые вкусовые рецепторы читателей даст сто очков вперед знаменитой европейской оде обжорству «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Николай Васильевич, знавший толк в хорошей еде и прославившийся не только как талантливый писатель, но и как завзятый кулинар, мастерски, иногда со всеми подробностями, описывает процесс подготовки званого обеда и смакования пищи. А как он любил няню! Нет, это не «подруга дней моих суровых», какой была для Пушкина Арина Родионовна, пестовавшая литератора в детстве и согревавшая своей добротой в зрелые годы. Няня Гоголя – это и не человек вовсе, а… лакомство – бараний сычуг, фаршированный гречневой кашей, бараньими мозгами, мясом с головы и конечностей этого животного. Няню запекали в корчаге – большом глиняном горшке – несколько часов. Рецепт этого вкусного блюда, кстати, можно «подсмотреть» на выставке.
Солнце русской поэзии Александр Пушкин был в восторге от пожарских котлет, создатель «Войны и мира» и других шедевров мировой литературы Лев Толстой – от сладкого анковского пирога, баснописец Иван Крылов – от гурьевской каши.
Десятки литературных произведений благодаря почерпнутым из старинных поваренных книг рецептам раскрываются по-новому, и это еще одна дорога в мир русской словесности.
– Наша задача – привлечь внимание к классической русской литературе через описанные в ней вкусности, – подтверждают музейщики.
Причем делают они это тонко, изящно, с юмором (о чем свидетельствует и название экспозиции). Неудивительно, что многие посетители выставки улыбаются. А еще они записывают и фотографируют книжные рецепты, чтобы побаловать уникальным кушаньем своих чад и домочадцев, заинтересовать их, через это приобщить к чтению. После этой выставки книгочеев в Ярославле точно станет больше!